Это растение? Нет, это насекомое!

Насекомое справа и впрямь очень похоже на лист слева. (Изображение авторов работы.)
Юнцзе Ван из пекинского Колледжа наук о жизни  (КНР) разглядел в том, что казалось окаменевшим листом гинкго , новый вид вымерших насекомых. Он и его коллеги ссылаются на то, что в древности тоже могли существовать создания, которые мимикрировали под растения, дабы избежать встречи с хищниками.

Насекомые, выглядящие почти в точности как листья, были впервые описаны в тропиках в 1930-х годах. Стало ясно, что это не случайность, а эволюционная стратегия. После этого палеонтологи стали вспоминать странности, замеченные при анализе окаменевшей флоры.

Г-н Ван и его соратники занимались изучением геологической формации Цзюлуншань на северо-востоке Внутренней Монголии, относящейся к концу средней юры (около 170 млн лет назад). В те времена отряды скорпионницы  (Mecoptera) и гинкго (Ginkgoales) были распространены в этих местах намного сильнее, чем сейчас.

Исследователи обратили внимание на одно из насекомых: если бы Juracimbrophlebia ginkgofolia развернул крылья, он выглядел бы в точности как многолопастный лист дерева гинкго Yimaia capituliformis. Учёные подсчитали, что на эти деревья и другие растения с аналогичными листьями приходилось 12,4% видов флоры в исследуемом районе. Поэтому насекомым имело смысл подражать именно им.

J. ginkgofolia был крупным насекомым со слабыми конечностями и крыльями, что, по-видимому, и побудило его сделать ставку на мимикрию. Y. capituliformis исчез к началу мелового периода (166 млн лет назад), и J. ginkgofolia, скорее всего, последовал за ним. Скорпионовые мухи, дожившие до наших дней, не обращают внимания на гинкго, давно переставшее быть распространённым.

Результаты исследования опубликованы в журнале PNAS .

Подготовлено по материалам Ars Technica .