Птицы оказались молодыми динозаврами

Международная группа исследователей показала, что современные птицы являются, по сути, недоразвитыми динозаврами: их черепа удивительно похожи на «котелки» молодняка гигантских ящеров.

Сомнений в том, что птицы — потомки тероподов, практически нет. Но бросается в глаза явное несходство черепов: у динозавров они вытянуты, рот полон зубов, тогда как у птиц больше относительный объём мозга и размер глаз.

Черепа трёх типов архозавров: аллигатора, примитивного динозавра и ранней птицы. Слева — молодняк, справа — взрослые особи. (Здесь и ниже — изображения авторов работы.)

Дабы составить наиболее полную картину различий и сходства, исследователи с помощью компьютерных томографов отсканировали десятки черепов, начиная с современных птиц и тероподов и заканчивая ранними видами динозавров, вплоть до архозавров, живших 250 млн лет назад.

Учёные обратили внимание на то, что череп динозавров сильно менялся по мере взросления, тогда как черепа юных и взрослых птиц практически идентичны.

Вывод: эволюция птиц стала результатом изменений в развитии динозавров. У многих динозавров на достижение половой зрелости уходили годы, тогда как некоторым птицам достаточно всего двенадцати недель. После этого они, оставаясь внешне схожими с детёнышами динозавров, просто останавливаются в дальнейшем анатомическом развитии.

«Изменив биологию развития, природа произвела на свет новые существа, — говорит соавтор работы Архат Абжанов из Гарвардского университета (США). — И эти новые существа оказались самой успешной группой наземных позвоночных планеты: сегодня в неё входит около десяти тысяч видов».

Сравнение черепов петуха и молодого динозавра.

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Подготовлено по материалам Техасского университета в Остине.