Завроподоморфы росли с колыбели

Реконструкция эмбриона (здесь и ниже изображения авторов работы).

В Китае обнаружены самые ранние эмбрионы динозавров на сегодня. Они навеки застыли на разных стадиях развития, что дало палеонтологам уникальную возможность для изучения данного вида.

Роберт Рейс из Торонтского университета (Канада) и его коллеги отыскали останки завроподоморфа в костеносном слое уезда Луфэн провинции Юньнань. Они относятся к раннему юрскому периоду (190–197 млн лет назад). Выкопана скорлупа и более 200 разрозненных косточек.

В основном известные учёным эмбрионы динозавров сосредоточены в позднем меловом периоде, поэтому находка названа уникальной. Но дело не только в рекордном возрасте окаменелостей. Спектроскопический анализ образцов костяной ткани показал, что перед исследователями — самый древний органический материал в истории изучения сухопутных позвоночных. Это ещё удивительнее, если вспомнить, что окаменевшие бедренные кости хрупки и пористы, а потому легко портятся в результате выветривания и воздействия грунтовых вод. «Возможно, на других костях тоже есть органические остатки, — воодушевлён г-н Рейс. — Просто мы неправильно на них смотрели».

Исследователи полагают, что сложные белки, замеченные в этом органическом материале, представляют собой не что иное, как коллаген. Поскольку состав коллагена варьируется от вида к виду, дальнейший анализ позволит сравнить останки завроподоморфа с другими ископаемыми созданиями, прежде всего с зауроподами — близкими родственниками (и, возможно, потомками) ранних завроподоморфов.

Образцы из Луфэна сочтены завроподоморфами, поскольку они во многом похожи на хорошо сохранившиеся скелеты эмбрионов массоспондила, которые г-н Рейс раскопал в Южной Африке в 2005 году. Но есть и различия: китайские эмбрионы менее развиты. Скорее всего, они относятся клюфенгозаврам

Поперечный разрез одной из бедренных костей.

Находка рассказала также о том, каким образом завроподоморфы (двуногие динозавры с длинной шеей) во взрослом состоянии достигали девяти метров в длину (самое крупное сухопутное животное тех времён). Оказалось, что уже эмбрионы развивались очень, очень быстро. По-видимому, эта скорость сохранялась и после того, как динозавры вылуплялись из яйца. А дело в том, что им надо было как можно скорее перерасти хищников, дабы повысить шансы на выживание.

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature

Подготовлено по материалам Nature News.