В яйце антарктической пиявки нашли триасовую инфузорию

Древняя инфузория в коконе(слева) и современные сувойки. Фото из статьи Bomfleur et al., PNAS, 2012

Ученые обнаружили хорошо сохранившуюся древнюю инфузорию в коконе яйца пиявки, найденном в Антарктиде. Сообщение о находкеопубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, а ее краткое содержание приводит ScienceNow (на момент написания заметки на сайте Science инфузорию ошибочно называли бактерией).

Ученые анализировали образцы микроотложений, собранных на одном из пиков хребта Эйзенхауэра, к северу от Земли Виктории в восточной Антарктиде. Отложения относились к позднему триасу - их возраст составлял около 200 миллионов лет. В образцах исследователи искали яйца древних беспозвоночных.

В одном из обнаруженных коконов древней пиявки ученым удалось найти включение неизвестного микроорганизма. По всей видимости, он попал туда в тот момент, когда белково-минеральная оболочка еще не успела полностью застыть.

Структура включения показала, что организм относится к инфузориям и, по-видимому, был близок современным сувойкам рода Vorticella. Эти одиночно живущие фильтрующие одноклеточные животные обладают характерным поясом из ресничек и закрепляются на субстрате подвижной ножкой. Точно такие же характерные элементы строения ученые разглядели в триасовом микроорганизме.

На данный момент находка является древнейшим палеонтологическим свидетельством существования подобных инфузорий 200 миллионов лет назад. Одноклеточные организмы, не имеющие внешнего скелета, и в том числе инфузории, обычно не сохраняются в отложениях. Работа ученых позволяет надеяться, что при изучении остатков коконов яиц беспозвоночных многие из ранее неизвестных микроорганизмов все-таки будут обнаружены.