Мох приманивает членистоногих-опылителей запахом

Мох приманивает членистоногих-опылителей запахом

Мхи могут передавать половые клетки от мужской особи к женской по воде, а могут пользоваться услугами примитивных наземных членистоногих — ногохвосток. Причём приманивают они ногохвосток так же, как цветковые растения приманивают насекомых, — на запах.

Ногохвостка на мхе (фото авторов исследования).

Мхи могут размножаться как бесполым, так и половым способом. Во втором случае на растениях формируются мужские и женские половые органы, которые продуцируют половые клетки. Мужские половые клетки добираются до женских по воде, так что для оплодотворения мхам приходится ждать дождя. Но в 2006 году обнаружилось, что клещи и коллемболы (ногохвостки) могут перевозить на себе сперматозоиды мхов. Однако не было известно, как именно происходит такая транспортировка и влияет ли такой способ распространения половых клеток на процесс оплодотворения.

На эти вопросы попытались ответить исследователи из Университета Портленда (США). Они выращивали мхи, либо имитируя дождливую погоду, либо подсаживая к растениям ногохвосток. Оказалось, что и дождь, и членистоногие одинаково эффективно способствуют размножению мхов. Если же и дождь, и ногохвостки объединялись, то у мхов дела шли в два раза лучше. То есть крохотные членистоногие всё-таки играют более чем заметную роль в оплодотворении мхов, и ситуация в этом смысле напоминает взаимоотношения цветковых растений с пчёлами.

Ногохвостка крупным планом (фото <noindex><a target=ProDigi)." height="385" width="600" />
Ногохвостка крупным планом (фото ProDigi).

Но привычные нам розы, яблони, орхидеи приманивают насекомых (и не только насекомых) цветом и запахом цветков. Может, и у примитивных мхов есть похожие механизмы соблазнения опылителей? Исследователи помещали мхи и членистоногих в разные клетки: ногохвостки не имели возможности непосредственно столкнуться со мхом, но могли ощутить запах, если таковой присутствовал. Как пишут исследователи в журнале Nature, когда поток воздуха дул со стороны мхов, членистоногие старались прорваться к растениям, особенно если в той стороне были женские особи мхов.

Известно, что эволюция растений теснейшим образом связана с эволюцией опылителей, которые в большинстве случаев являются насекомыми. Внешний вид, запах, циклы цветения — всё это формировалось у растений с оглядкой на опылителей. Мхи же считаются наиболее похожими на древнейших предков наземных растений. И тогда получается, что взаимоотношения между членистоногими и растениями начали складываться задолго до появления такого органа, как цветок. Химический анализ пока что не выявил, с помощью какого ароматического вещества мхи приманивают ногохвосток. Хотя, учитывая пристрастие этих членистоногих к гниющей органике, вряд ли будет аромат, который пригодится в парфюмерии.

Вместе с тем остаётся непонятным, что мхи дают ногохвосткам взамен услуг по оплодотворению. Цветковые растения, например, кормят своих опылителей нектаром. Получают ли ногохвостки какую-то выгоду ото мхов? А может, мхи, как и некоторые высшие растения, играют на романтических чувствах членистоногих, заставляя их думать, что там их ждёт готовый к спариванию партнёр? Впрочем, интрига, связанная с ногохвостками и мхами, столь велика, что учёные вряд ли будут тянуть с ответами на эти вопросы.

Подготовлено по материалам Университета Портленда.